Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ISBN 5-04-006298-2 17 страница




8 ПрИГШтШ! ЧШШЧдаКНЯ коммуникации

 

 

-225-


ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

пример банкроты выбирают себя сами, ничего невоз­можно.

В качестве ремарки хотелось бы указать на инте­ресный факт, что парализующий эффект прагматичес­кого парадокса никоим образом не ограничен прима­тами, или, в общем, млекопитающими, и даже орга­низмы, с относительно рудиментарным мозгом и нер­вной системой, также уязвимы для эффектов парадокса. Это предполагает, что некий фундаментальный закон существования проявляется и здесь.

6.435. Поведенческие эффекты «двойной ловушки». Но

чтобы вернуться к прагматике человеческой коммуни­кации, позвольте подчеркнуть, что поведенческие эф­фекты вероятно образуются благодаря двойной ловушке. Уже говорилось в 4.42, что в любой коммуникацион­ной последовательности, каждый обмен сообщения­ми сужает число возможных последующих поступков. В случае двойной ловушки, сложность паттернов осо­бенно стеснена и только несколько реакций прагма­тически возможно. Предлагаем несколько возможных реакций.

Человек, столкнувшись с ситуацией, полной аб­сурдности, должен прийти к выводу, что следует не замечать некие жизненные установки, либо несвой­ственные ситуации, либо создающие ему затруднения больше, чем другим. Он укрепился в последнем предпо­ложении тем очевидным фактом, что для других ситуа­ция оказывается совершенно логической и закономер­ной. Эти жизненные установки могут осмотрительно удерживать его от других установок, которые являются не более, чем вариацией на тему. В любом случае — и это есть основной вывод — его будет преследовать не­обходимость найти эти установки, — придающий смысл тому, что происходит в нем и вокруг него, и в конце концов он будет вынужден расширить этот поиск ус­тановок и смысла большинства маловероятных и не­реальных феноменов. Это смещение от реальных про­блем становится все более правдоподобным, если

 

 

-226-


ГЛАВА В. ПАРАДОКСДПЬНДН КОММУНИКАЦИЯ

вспомнить, что запрет осознавать возникшее проти­воречие — это весьма важная составная часть теории двойной лопушки.

С другой стороны, он может выбрать, подобно новобранцам, которые смогут быстро и наилучшим образом реагировать на необычную логику или ее от­сутствие в армейской жизни: подчиниться любому и всем приказам буквально и совершенно отказаться от своих независимых мыслей. Таким образом, вместо того чтобы включиться в бесконечный поиск скрытого смысла, он отказывается a priori от возможности, что имеется какой-то другой, иной, чем самый букваль­ный, поверхностный аспект человеческих взаимоот­ношений, или, более того, что то одно сообщение дол­жно иметь больше смысла, чем другое. Нетрудно дога­даться, что такое поведение будет восприниматься любым наблюдателем как глупое, т. к. неспособность различать тривиальное и важное, правдоподобное и лживое, есть признак глупости.

Третья возможная реакция — избегать человечес­ких отношений. Это может быть достигнуто физичес­кой самоизоляцией или, что наиболее вероятно, бло­кированием входных каналов коммуникации, когда невозможно достичь полной изоляции. В отношении блокирования входов, стоит напомнить о феномене «за­щита восприятия», который был кратко описан в 3.234. Человек, защищаясь таким образом, будет восприни­маться наблюдателем как самоуглубленный, непости­жимый аутист. Фактически, такой же результат — из­бежать затруднения двойной ловушки — может быть достигнут гиперактивным поведением, т. е. настолько ревностным и длительным, что большинство входя­щих сообщений игнорируется.

Эти три формы поведения, как указывают авто­ры теории, перед лицом неразрешимости действитель­ных и обычно ожидаемых двойных ловушек, в сущно­сти представляют клинические картины шизофрении, т. с. паранойя, гсбефрения и (ступорозные или ажита-

 

-227-


ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИИ

ционные) кататонические подгруппы соответственно. Они добавляют:

«Эти три альтернативы не единственные. Дело втом, что человек не может выбратьодну альтернативу, которая могла бы помочь ему раскрыть люлские наме­рения; он не может, без основательной помощи, об­суждать сообщениядругих. Будучине способен сделать это, человек подобен саморегулирующей системе, ко­торая потеряласвой регулятор; эта система спускается по спирали 13 никогда не закапчивающееся, по псегда систематически искаженное состояние» (18, р. 256).

Как неоднократно указывалось ранее, шизофре­ническая коммуникация сама по себе парадоксальна

и, следовательно, вводит парадокс в другие коммуни­кации, чем и заканчивает порочный цикл.

6.44. Парадоксальные предсказания

В начале 40-х годов появился новый, не без оба­яния парадокс. Хотя его первопричина остается неиз­вестной, он быстро привлек внимание, ему было по­священо несколько статей, около девяти из них по­явились в журнале Mind*.

Этот парадокс имеет особое отношение к наше­му исследованию, потому что в нем есть энергия и обаяние того факта, что он возможен только как по­веденческая интеракция между людьми.

6.441. Объявление директора.Из нескольких версий

парадокса мы выбрали следующую:

Директор школы объявляет своим ученикам, что на следующей неделе состоится незапланированный экзамен, в любой день от понедельника до пятницы. Школьники -- которые оказались искушенными -говорят ему, что если он не изменит условия своего

' Обзор из некоторыхранних статейи обширное представ­ление этого парадокса смотрите в работах Нсрлиха (Ncrlich) (1(1), Гарднера (Gardner) (54), в которойопубликовано блестящее ре­зюме, сравнивающее наиболее разные версии этого парадокса.

 

-228-


ГЛАВА Б. ПАРАДОКСАЛЬНАП КОММУНИКАЦИЯ

объявления и не перенесет неожиданный экзамен на оп­ределенное время на следующей неделе, то экзамен не состоится. Они утверждают, что если экзамен не будет проведенв четверг вечером, тогда он не будет неожи­данным в пятницу, поскольку это единственный день, который остается. Но если пятница может быть отмене­на как возможный экзаменационный день, то четверг может бытьотменен по тем же самым причинам. Оче­видно, что после вечера среды, останется только дна дня — четверг и пятница. Пятница, как уже указано выше, может выпасть. Тогда остается только четверг, так что экзамен вчетверг не будет неожиданным. По тем же причинам, конечно, среда, вторник и, в конце концов, также и понедельник должны быть также ис­ключены: экзамен в эти дни не будет неожиданным. Предположим, что директор молча выслушал их «дока­зательство» и, скажем, вчетверг утром устроил экза­мен. Объявляя, он предполагал провести экзамен в это утро. С другой стороны, они теперь были поставлены перед необходимостью сдавать совершенно неожидан­ный экзамен — неожиданный по той самой причине, что они убедили себя, что экзамен не может быть нео­жиданным.

В вышеописанном нетрудно разглядеть хорошо знакомые черты парадокса. С одной стороны, ученики вовлечены в то, что оказывается жесткой логической дедукцией от предпосылки, установленной объявле­нием директора, до заключения, что не может быть неожиданного экзамена на следующей неделе. С дру­гой стороны, очевидно, что директор мог провести экзамен в любой день недели, не нарушая ни в(малей­шейстепени сроков своего сообщения. Самый удиви­тельный аспект данного парадокса — это факт, что при ближайшем рассмотрении видно, что экзамен мог быть даже проведен в пятницу и быть тем не менее неожи­данным. В действительности сущность истории — это вечер четверга, поскольку выбор других дней недели только усложняет проблемы. К вечеру четверга пятни­ца остается единственно возможным днем и это делает экзамен в пятницу совершенно ожидаемым. Ученики

 

 

-229-


ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ

рассуждают следующим образом: «Он должен быть зав­тра, если экзамен вообще должен состояться, он не может быть завтра, потому что он не будет неожи­данным». Т. с. ученики утверждают, что экзамен ожи­даем и поэтому невозможен, однако тем самым пре­доставляют возможность директору провести неожи­данный экзамен в пятницу или в любой другой день недели, в соответствии с его объявлением. Даже если ученики и поймут, что причиной, по которой можно провести экзамен неожиданно является то, что он не может не быть неожиданным, то это открытие им вряд ли поможет. Все это доказывает, что если в четверг вечером они ожидают, что экзамен состоится в пятни­цу, тем самым исключив его возможность, согласно собственным правилам директора, тогда он может быть проведен неожиданно, что делает его полностью ожидаемым, что делает его абсолютно неожиданным и так далее до бесконечности. Следовательно, он не может быть предсказанным.

Здесь мы снова имеем дело с истинным парадок­сом, поскольку:

(1) объявление содержит предсказание на уровне объек­
та
языка («будет экзамен»);

(2) оно содержит предсказание на метаязыке, отрица­
ющим предсказание (1), т. с. «(предсказанный)
экзамен будет непредсказуем»;

 

(3) два предсказания являются взаимно исключаю­
щимися;

(4) директор может с успехом помешать ученикам
выступать против ситуации, созданной его объяв­
лением, и не информировать их дополнительно
так, чтобы они могли узнать дату экзамена.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты